2.2.6 Генерация строки тонов, одновременно с другими операциями.

  Хотя в Бейсике это  делается  очень  просто, на самом деле это
нетривиальный трюк программирования в реальном времени. Для реше-
ния этой задачи нужно  использовать генерацию звука через микрос-
хему  8253  [2.2.3], так как метод, использующий микросхему  8255
[2.2.2], занимает процессор. Соответственно, только строки чистых
музыкальных  тонов  могут производиться таким  методом -  всякого
рода звуковые эффекты при этом недоступны. Основная техника прог-
раммирования  в реальном времени показана в [2.1.7].   Программы,
работающие в реальном времени,  модифицируют  прерывание таймера,
которое  останавливает процессор 18.2 раз в секунду, чтобы  изме-
нить показание счетчика времени суток.  Расширение процедуры пре-
рывания сравнивает новое значение счетчика времени суток со  зна-
чением, показывающим время завершения генерации тона, и когда это
значение  достигнуто, прерывает звук, начинает генерацию  другого
тона и устанавливает время его окончания.

   Высокий уровень.

   Генерация  строки  звуков  одновременно  с  другими операциями
является  одной  из  возможностей очень мощного  оператора  PLAY,
который детально обсуждался  в  [2.2.5].  Надо  просто добавить в
начало управляющей строки MB.  Это сокращение от Music Background
(фоновая музыка); для того  чтобы  заставить  PLAY прекратить все
другие операции, пока генерация звуковой строки не будет заверше-
на, вставьте MF.  В  нижеприведенном примере во время рисования и
заполнения  рамки  исполняется  гамма (для его  работы  требуется
наличие графических возможностей).

100 PLAY "MB T100 O3 L4;CDEFG>ABC"  'исполняем набор нот
110 LINE (10,10)-(80,80),1,BF       'одновременно рисуем рамку

   Низкий уровень.

   Приведенная процедура является развитием процедуры, показанной
в предыдущем разделе, на случай  реального  времени.  Она требует
понимания, как перепрограммировать прерывание таймера, что обсуж-
далось в [2.1.7]. На эту процедуру должен указывать вектор преры-
вания  и  тогда она будет выполняться 18.2 раза в  секунду, в  те
моменты, когда будет обновляться  значение счетчика времени суток
BIOS. Обычно, будут выполняться только несколько строчек, которых
достаточно, чтобы  определить,  что  время изменения звука еще не
наступило,  - и процедура освождает процессор для решения  других
задач.
   Счетчик времени суток BIOS используется для измерения длитель-
ности каждой ноты.  При переходе от одной ноты к другой, длитель-
ность новой ноты вычисляется  как  число импульсов счетчика и это
значение  добавляется  к текущему его значению.  Каждый  раз  при
вызове процедуры проверяется  текущее  значение  счетчика времени
суток, и когда ожидаемое время наконец наступает, то  выполняется
набор операций по поиску новой  ноты, программированию ее частоты
в  канале  2 микросхемы 8253 и установлению нового счетчика  дли-
тельности.  Добавочный  код  требуется  для обработки специальных
случаев первой и последней нот в строке.


;---в сегменте данных
BEAT        DB   10,9,8,7,6,5,4,3,2   ;длительность нот
FREQUENCY   DW   2280,2031,1809,1709  ;таблица частот
            DW   1521,1355,1207,1139  ;
MELODY      DB   1,2,3,4,5,6,7,8,0FFH ;номер частоты в таблице
HOLDIP      DW   0                    ;запоминаем оригинальный
HOLDCS      DW   0                    ;вектор прерывания
SOUND_NOW?  DB   1                    ;звук включен?
FIRST_NOTE? DB   1                    ;первая нота?
END_NOTE    DW   0                    ;счетчик конца ноты
WHICH_NOTE  DW   0                    ;указатель на текущую ноту
;---инициализация вектора прерывания
   ;изменение вектора
   PUSH  DS                      ;сохраняем регистр
   MOV   AX,SEG MELODY2          ;сегмент процедуры
   MOV   DS,AX                   ;помещаем в DS
   MOV   DX,OFFSET MELODY2       ;смещение процедуры
   MOV   AL,1CH                  ;номер вектора прерывания
   MOV   AH,25H                  ;функция установки вектора
   INT   21H                     ;изменение вектора
   POP   DS                      ;восстановление регистра
;
;---программа работает дальше, постоянно вызывая процедуру
;
;---в конце программы восстанавливаем вектор прерывания
   MOV   DX,0FF53H        ;восстанавливаем оригинальные
   MOV   AX,0F000H        ;значения для вектора 1CH
   MOV   DS,AX            ;
   MOV   AL,1CH           ;номер прерывания
   MOV   AH,25H           ;функция установки вектора
   INT   21H              ;восстанавливаем вектор
   RET                    ;

;---это само прерывание
MELODY2    PROC FAR
           PUSH AX        ;сохраняем изменяемые регистры
           PUSH BX        ;
           PUSH CX        ;
           PUSH DX        ;
           PUSH DI        ;
           PUSH SI        ;
           PUSH DS        ;
           MOV  AX,SS:[114]   ;берем начальный DS со стека
           MOV  DS,AX         ;восстанавливаем его
           CMP  SOUND_NOW?,1  ;нужен ли звук?
           JE   PLAY_IT       ;если нет, то выход из прерывания
           JMP  NOT_NOW       ;
PLAY_IT:   CMP  FIRST_NOTE?,0 ;это первая нота?
           JE   TIME_CHECK    ;если нет, то на установку времени


;---инициализация
PORT_B        EQU  61H           ;определяем имена портов
COMMAND_REG   EQU  43H           ;
LATCH2        EQU  42H           ;
              IN   AL,PORT_B     ;берем статус порта B
              OR   AL,00000011B  ;разрешаем динамик и таймер
              OUT  PORT_B,AL     ;посылаем байт обратно
              MOV  SI,0          ;указатель на строки
              MOV  AL,0B6H       ;инициализация канала 2 таймера
              OUT  COMMAND_REG,AL   ;посылаем в командный регистр
              MOV  FIRST_NOTE?,0    ;сбрасываем флаг первой ноты
;---ищем ноту, получаем ее частоту, посылаем в канал 2
NEXT_NOTE:    LEA  BX,MELODY     ;берем смещение строки мелодии
              MOV  SI,WHICH_NOTE ;указатель на текущую ноту
              MOV  AL,[BX][SI]   ;код текущей ноты строки
              CMP  AL,0FFH       ;проверяем признак конца
              JE   NO_MORE       ;если да, то на конец
              CBW                ;иначе в словный формат
   ;получаем частоту
              MOV  BX,OFFSET FREQUENCY  ;смещение таблицы частот
              DEC  AX            ;начинаем отсчет с нуля
              SHL  AX,1          ;умножаем на 2, т.к. словная
              MOV  DI,AX         ;адресуемся через DI
              MOV  DX,[BX][DI]   ;получаем частоту из таблицы
   ;начинаем исполнение ноты
              MOV  AL,DL         ;готовим младший байт частоты
              OUT  LATCH2,AL     ;посылаем в регистр задвижки
              MOV  AL,DH         ;готовим старший байт
              OUT  LATCH2,AL     ;посылаем его
;---пустой цикл, определяющий длительность нот
TIME_IT:      MOV  AH,0          ;фнукция чтения счетчика
              INT  1AH           ;получаем значение счетчика
              MOV  BX,OFFSET BEAT  ;смещение строки длин нот
              MOV  CL,[BX][SI]   ;длительность текущей ноты
              MOV  CH,0          ;
              MOV  BX,DX         ;младшее слово значения счетчика
              ADD  BX,CX         ;добавляем длину в импульсах
              MOV  END_NOTE,BX   ;запоминаем время окончания
TIME_CHECK:   MOV  AH,0          ;функция чтения счетчика
              INT  1AH           ;читаем счетчик
              CMP  DX,END_NOTE   ;сравниваем с нужным
              JNE  NOT_NOW       ;если неравно, то выходим
              MOV  SI,WHICH_NOTE ;иначе, берем следующую ноту
              INC  SI            ;увеличиваем номер ноты
              MOV  WHICH_NOTE,SI ;запоминаем его
              JMP  NEXT_NOTE     ;начинаем следующую ноту
;---завершение процедуры
NO_MORE:      IN   AL,PORT_B     ;берем статус порта B
              AND  AL,0FCH       ;выключаем динамик
              OUT  61H,AL        ;возвращаем байт
              MOV  SOUND_NOW?,0  ;восстанавливаем переменные
              MOV  FIRST_NOTE?,1 ;


NOT_NOW:      POP  DS            ;восстанавливаем регистры
              POP  SI            ;
              POP  DI            ;
              POP  DX            ;
              POP  CX            ;
              POP  BX            ;
              POP  AX            ;
              IRET               ;возврат из прерывания
MELODY2       ENDP

 

Вы находитесь в разделе: 
Также вам будет интересно:

Добавить коментарий