Раздел 1. Управление выводом на терминал.

Error message

Notice: Undefined index: add term path in hansel_get_breadcrumbs() (line 524 of /data/sites/msdosworld.ru/www/sites/all/modules/hansel/hansel.module).

  В  этой главе рассмотрены монохромный адаптор, цветной  графи-
ческий адаптор, видеосистема  PCjr и улучшенный графический адап-
тер (EGA).  Все 4 системы базируются на микросхеме Motorola  6845
CRTC (cathode ray  tube  controller);  хотя EGA на самом деле ис-
пользует заказную микросхему, основанную на принципах 6845.   Эта
микросхема выполняет массу  технических  задач, которые обычно не
интересуют  программиста.  Однако, она также устанавливает  режим
экрана, управляет курсором и (для цветного графического адаптора)
управляет цветом. Микросхема легко программируется напрямую, хотя
процедуры операционной системы  позволяют  управлять большинством
ее  действий.  PCjr имеет вспомогательную микросхему для дисплея,
"video gate array" (массив ворот дисплея),  которая обсуждается в
этом  разделе вместе с 6845.  EGA имеет архитектуру, отличающуюся
от всех остальных, поэтому он обсуждается  отдельно. Среди не-EGA
систем имеется совместимость по использованию адресов портов,  но
есть и некоторые  важные  отличия.   Некоторые  адреса портов EGA
такие же, как и у других систем.
   Все  видеосистемы  используют буфера, в  которые  отображаются
данные для изображения на экране.  Экран периодически обновляется
сканированием  этих  данных.  Размер и расположение этих  буферов
меняется с системой, режимом экрана,  а также количеством заранее
отведенной  памяти.   Когда в буфере хранится  несколько  образов
экрана, то каждый отдельный  образ называют дисплейной страницей.
Ниже приведена короткая сводка:

Монохромный адаптор

   Монохромный  адаптор имеет 4K байт памяти на плате, начиная  с
адреса B0000H (т.е.  B000:0000).  Этой  памяти хватает только для
хранения одной 80-символьной страницы текста.

Цветной графический адаптор.

   Цветной  графический  адаптор имеет 16K байт памяти на  плате,
начиная с адреса памяти B8000H.  Этого достаточно для отображения
одного графического экрана, без страниц, или от четырех до восьми
экранов текста, в зависимости от числа символов в строке - 40 или
80.

PCjr.

   PCjr  имеет видеосистему, которая на самом деле является улуч-
шенной версией цветного графического адаптора. Она уникальна тем,
что использует для видеобуфера обычную оперативную память  систе-
мы. Когда BIOS инициализирует систему, то верхние 16K установлен-
ной  памяти отводятся под буфер терминала.  Таким  образом  адрес
буфера зависит от того  сколько  памяти  имеется  в системе.  Для
добавочных  дисплейных страниц могут быть отведены блоки памяти в
других местах, а также начальный объем  может быть уменьшен до 4K
и была поддержка только одного экрана текста.


EGA.

   EGA  может быть снабжен 64K, 128K или 256K памяти.  Кроме  ис-
пользования в качестве видеобуфера эта память может также хранить
битовые  описания  вплоть  до  1024  символов  (как  объяснено  в
[4.3.4]). Стартовый адрес  буфера  дисплея программируем, поэтому
буфер начинается с адреса A000H для улучшенных графических  режи-
мов, и с B000H и B800H для  совместимости  со стандартными монох-
ромным и цветным графическим режимами.  В большинстве случаев EGA
занимает два сегмента  с  адресами  от A000H до BFFFH, даже когда
имеется 256K памяти.  Это возможно, поскольку в некоторых режимах
два или более байтов памяти дисплея считываются из одних и тех же
адресов.   Доступное число страниц зависит как от режима  экрана,
так и от количества имеющейся памяти.  Вследствие своей сложности
EGA имеет ПЗУ на 16K байт, которое заменяет и расширяет процедуры
работы с терминалом BIOS. Начало области ПЗУ - адрес C000:0000.

   В текстовых режимах  буфера  начинаются  с  данных для верхней
строки экрана, начиная с левого угла.  Дальнейшие данные  перено-
сятся с правого конца одной  строки на левый конец следующей, как
будто  экран  представляется  одной большой строкой -  и с  точки
зрения видеобуфера так оно и  есть.  Однако в графических режимах
буфер может быть разделен на 2 или 4 части.  У цветного графичес-
кого адаптора и PCjr различные части  буфера содержат информацию,
относящуюся  к каждой второй или каждой четвертой линии точек  на
экране.  У EGA каждая часть  буфера содержит один бит из двух или
четырех, которые определяют цвет данной точки экрана.
   При  выводе текста различные видеосистемы работают  одинаково.
Для экрана отводится 4000 байтов, так что на каждую из 2000 пози-
ций  экрана приходится 2 байта (25 строк * 80 символов).   Первый
байт содержит код  ASCII.   Аппаратура  дисплея преобразует номер
кода  ASCII  в  связанный с ним символ и посылает его  на  экран.
Второй байт (байт атрибутов) содержит  информацию о том, как дол-
жен  быть выведен данный символ.  Для монохромного дисплея он ус-
танавливает будет ли данный  символ  подчеркнут, выделен яркостью
или негативом, или использует комбинацию этих атрибутов. В цвето-
вых системах  байт  атрибутов  устанавливает  основной  и фоновый
цвета символа.  В любом случае Ваша программа может писать данные
прямо в буфер терминала, что значительно повышает скорость вывода
на экран.
   Все  системы, кроме монохромной, предоставляют  набор  цветных
графических режимов,  которые  отличаются  как разрешением, так и
числом одновременно выводимых цветов. И PCjr и EGA могут одновре-
менно выводить 16  цветов,  причем  EGA  может выбирать эти 16 из
набора 64 цветов. При использовании 16 цветов каждая точка экрана
требует четырех бит памяти, поскольку  4 бита могут хранить числа
от 0 до 15.  По аналогии, четырехцветная графика требует только 2
бита на точку. Двухцветная  графика может упаковать представление
восьми точек в один байт видеобуфера.  Количество памяти, требуе-
мое для данного режима экрана  может  быть  легко вычислено, если
известно  количество выводимых в этом режиме  точек и  количество
бит, необходимое для описания одной  точки.  Текст легко комбини-
руется  с графикой (BIOS рисует символы на графическом экране)  и
Вы можете создавать свои специальные символы.

 

Вы находитесь в разделе: 

Добавить коментарий